Министерство финансов России выдвинуло предложение о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для доходов от продажи недвижимости. Эти изменения могут вступить в силу с 1 января 2027 года. Подробности об этом сообщило издание «РБК».
На данный момент доход от продажи жилой недвижимости облагается налогом отдельно, по ставкам 13% для сумм до 2,4 миллиона рублей и 15% для сумм свыше этой отметки. Однако нововведение предполагает, что доход от продажи жилья будет суммироваться с другими доходами граждан и облагаться по общей прогрессивной шкале:
- до 2,4 млн руб. — 13%;
- от 2,4 до 5 млн руб. — 15%;
- от 5 до 20 млн руб. — 18%;
- от 20 до 50 млн руб. — 20%;
- более 50 млн руб. — 22%.
Эксперты, опрошенные «РБК Недвижимостью», уверены, что сохранить ставку 13% для большинства граждан будет затруднительно. Например, при годовой зарплате в 1,5 миллиона рублей, чтобы стоимость недвижимости не превышала 0,9 миллиона рублей, общий доход должен оставаться в пределах 2,4 миллиона рублей.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда зарплата составляет 125 тысяч рублей в месяц (или 1,5 миллиона рублей в год), а квартира была продана за 10 миллионов. По действующим правилам налог составит 1,647 миллиона рублей. Однако в случае реализации инициативы Минфина он вырастет до 1,872 миллиона рублей, что приведет к увеличению налоговой нагрузки на 225 тысяч рублей.
Также стоит отметить, что при продаже квартиры, приобретенной за 20 миллионов и проданной за 50 миллионов, налог вырастет с 4,45 миллиона до 5,4 миллиона рублей, что составляет увеличение на 950 тысяч рублей. Если же годовая зарплата продавца составляет 6 миллионов, налоговая нагрузка вырастет на 1,27 миллиона и составит 6,6 миллиона рублей.
Для объектов недвижимости с кадастровой стоимостью, превышающей 300 миллионов рублей, отменяются ограничения на рост налога в 10% в год и коэффициент 0,6 для новых объектов. При этом такие изменения не касаются гаражей и машино-мест.
Если кадастровая стоимость земельного участка увеличивается в результате смены вида разрешённого использования, площади или категории земель, налог будет рассчитываться на основании новой стоимости. Например, если стоимость участка вырастет с 1 миллиона до 5 миллионов, налог увеличится в пять раз. Для застройщиков предусмотрены послабления: если участок стоит более 300 миллионов и уже облагается налогом в 1,5%, повышающий коэффициент не применяется в течение первых трех лет строительства.
Следует отметить, что налог на доходы от сдачи недвижимости в аренду остается без изменений и по-прежнему рассчитывается по прогрессивной шкале.
Ранее также сообщалось, что Минфин предложил обложить доходы от вкладов, ценных бумаг и имущества по ставкам от 13% до 22%.